Архетипы

Архетип (от греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец) - прообраз, первоначало, образец.

Впервые окончательно сформированное понятие ввел в психологию швейцарский психоаналитик и основатель аналитической психологии Карл Юнг.

В аналитической психологии Юнга архетипы - универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.

Юнг понимал под архетипом содержание бессознательного, которое раскрывает себя сознанию всегда с некоторым искажением, привносимом в непосредственное восприятие культурой и индивидуальными склонностями человека. Он не ставил вопроса, как возникли архетипы и существует ли их наиболее истинная или первичная форма. Для европейца Юнга архетип заведомо присутствует в психике подобно кантовской идее априори, как образ божественного ума.

Юнг пишет об этом так: "Душа - часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с её элементами - архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остаётся без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях".

Вкратце, архетип - это некий стойкий психологический образ, сформировавшийся на протяжении эволюции человеческого рода как бессознательная реакция на постоянно воспроизводящиеся на протяжении жизни человеческого рода феномены внешнего и внутреннего мира, побуждающие индивида к опрежеделенной активности или реагированию на ситуацию. Данные реакции приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаний (Большая мать, Мудрый старик).

Архетип принадлежит коллективному бессознательному всего человечества. Этот образ, настолько крепко, генетически закреплен, отпечатан в психике человека, что определяет типичные реакции, и установки, незаметно влияющие на жизнь и развитие индивида. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и является тем самым основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.

Считается, что архетипы являются регуляторами психики, априорными для субъекта формами, которые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. В чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и в этой совокупности подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания — «архетипические образы» — стоят в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях, некоторых психопатологиях, когда сознательная обработка минимальна. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное.  Архетипические образы наделены огромной психической энергией, встреча с ними вызывает сильные эмоции, ведет к трансформации индивидуального сознания.

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию.

Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от «матери-природы», от жизни племени. Но он переживает последствия отрыва сознания от животной бессознательности, возникновения субъект-объектного отношения — этот разрыв на языке религии осмысляется как «грехопадение». Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от архетипа коллективного бессознательного.

Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипа. Символы и церковные догматы придают форму внутреннему опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы отрываются от своих архетипических корней, когда с их помощью уже трудно передать непосредственный опыт архетипических образов. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипа, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах. Примерами таких «вторжений» на индивидуальном уровне являются некоторые психопатологии, тогда как на коллективном уровне ими оказываются массовые движения, идеологии и т.п.

Важнейшие черты архетипа:

  • Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре, и т.п;
  • Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени);
  • Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения);
  • Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один);
  • Архетип является цельной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом;
  • Архетип должен иметь устойчивость, то есть сопротивляться попыткам исказить его структуру;
  • Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам;
  • Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов;
  • Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным»;
  • Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение;
  • Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека;
  • Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека;
  • Архетип - самостоятельная область психики;
  • В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.

Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике для описания психологических явлений. "Психологическое освещение этих образов, которое нельзя обойти молчанием и слепо проигнорировать, ведёт прямо в глубины религиозной феноменологии. История религии в широком смысле этого слова (включая мифологию, фольклор и древние формы психологии) является сокровищницей архетипических форм, из которой доктор легко может выудить подходящие аналогии и параллели, чтобы успокоить и прояснить сознание, затопленное океаном. В высшей степени необходимо рассматривать фантастические образы, которые в свете разума выглядят столь странными и угрожающими, в некоем контексте, который делает их более ясными."

Оставить комментарий